ЧТО ОЗНАЧАЕТ СВЕЧА, КОТОРУЮ МЫ СТАВИМ В ХРАМЕ?



свеча1Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений.

Пламя свечи символически обозначает горение нашей души перед Богом.

Поскольку свеча покупается, она есть знак нашей добровольной жертвы Богу и храму Божию.

Свеча выражает теплоту и пламень нашей любви к Богу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых мы ставим свою свечу.

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский так объясняет значение свечи: чистый воск означает чистоту и искренность, его приносящих; мягкость и податливость воска показывают «наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни, воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа, воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами»; огонь свечи «означает обожение наше (то есть естество наше, очищаемое Божественным огнём)».

Поэтому нужно помнить о том, что ставить свечу надо не формально, не с холодным сердцем, а с молитвой - пусть даже простой, изложенной самыми обычными словами.

Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму, жертва добровольная и необременительная. Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться.

Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах. В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми ставятся подсвечники.

Подойдя к святыне, следует 2 раза перекреститься и поклониться, приложиться к святыне - благоговейно поцеловать её, затем ещё раз перекреститься и поклониться. После этого надо зажечь свечу от других свечей (или, если ваша свеча первая, - от лампады на подсвечнике) и поставить её на свободное место (или если все места заняты, просто положить рядом - церковнослужители сами поставят вашу свечку на освободившееся место).

Все это должно сопровождаться молитвенным обращением к Богу, Матери Божией или святому, которых мы почитаем возжжением свечи. Поставив свечку перед избранным угодником Божиим, следует мысленно произнести: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя человека, за которого молимся)». Надо помнить: чтобы молитвы ваши дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Чтобы благоговейно и не нарушая благочиния поставить свечи, желательно приходить до начала службы. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием.

Если вы опоздали к началу богослужения, то нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то это будет неуважением к святыне, помешает молиться другим и может стать причиной их греха осуждения. Поэтому надо постараться никому не помешать и вести себя тихо и благоговейно.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности, в соответствии со Священным Писанием, где сказано: «...на подсвечнике чистом должны… ставить светильник пред Господом всегда» (Исх. 27, 20-21; Лев. 24, 1 - 4). Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами - одно из первых, данных "Моисею Господом (Ис.25,31-37).

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. "Ты, Господи, светильник мой", - восклицает царь Давид (2 Цар. 22, 29). " Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей", - говорит он в другом месте (Пс. 118, 105).

Возжигали свечи и святые Апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались для проповеди слова Божия, молитвы и "преломления хлеба", т.е. таинства Евхаристии. Об этом сказано в книге Деяний св. Апостолов: "В горнице, где мы собрались, было довольно светильников" (Деян.20,8).

С тех пор христиане при Богослужении всегда возжигали свечи.

Это было обусловлено не только необходимостью освящать помещения (и дома и тем более катакомбы) ночью, когда по большей части и происходили молитвенные собрания первых христиан. В этом был глубокий духовный смысл.

«Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, - говорил учитель Церкви Тертуллиан, - но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, - литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа - свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

В Иерусалимской Церкви перед выносом Евангелия всегда несли горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигали все свечи, в знак того, что свет Христов просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады и перед иконами святых, в знак благоговения перед святыней.

Блаженный Иероним пишет: "во всех Церквах Востока, когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный... Иные же сие творят в честь мучеников ".

"Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники ", - говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский.

Догмат VII Вселенского Собора определяет, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей:

«изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был».

В послании Германа, патриарха Константинопольского, служившем одним из обоснований решений 7 Вселенского Собора, говорится:

«Пусть не соблазняет кого-либо и то, что пред иконами святых мы делаем освещение и благовонное курение. Совершать это в честь святых придумано в символическом смысле, потому что они упокоение свое имеют во Христе, и честь, оказываемая им, относится к Нему. Чувственные огни суть символ невещественного и Божественного светодаяния, а ароматическое курение — символ чистейшего всецелого вдохновения и преисполнения Духа Святого».

Блаженный Симеон Солунский пишет, что "возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире... "

Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет о смысле возжигания свечей перед святынями:

"Огонь горящих... свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного - Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. - Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного".