В РАМКАХ XXX МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ ПРОШЕЛ ДИСКУССИОННЫЙ СЕМИНАР «ПРОСВЕЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ПУТЬ В ПРИХОДСКУЮ ОБЩИНУ»

22.05.2022

1653510841670ммм22 мая 2022 года в рамках XXX Международных образовательных чтений прошел дискуссионный семинар по теме «Просвещение взрослых: путь в приходскую общину». Модератором дискуссии выступил руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).

Начиная семинар, отец Геннадий рассказал, что на протяжении этого года в связи с принятием документа «Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения» Синодальный отдел интенсивно оказывал организационную и методическую поддержку епархиям: проводил совещания с руководителями профильных епархиальных отделов, записал и направил в регионы лекцию с разъяснениями ключевых положений принятого документа, презентовал систему самодиагностики приходской просветительской работы.

Тем не менее, даже с появлением этих важных инструментов работы, у многих настоятелей и приходских специалистов до сих пор остаются вопросы практической реализации положений документа: каким образом можно преодолеть незаитересованность человека в своем оглашении? как проводить оглашение, чтобы достигнуть всех необходимых результатов? что можно сделать, чтобы повысить мотивацию священников, в частности, настоятелей, в сфере приходского просвещения? в какой степени прихожане сами заинтересованы в «новых христианах»? каким образом приходская община может позаботиться о новоначальном члене Церкви? каким образом член общины может послужить именно в сфере приходского просвещения?

Для обсуждения этих вопросов на мероприятие были приглашены эксперты из разных регионов: протоиерей Игорь Груданов, руководитель ОРОиК Тамбовской епархии; священник Александр Коржаков, руководитель ОРОиК Смоленской епархии; священник Евгений Калашников, руководитель ОРОиК Серовской епархии; священник Константин Кокора, клирик храма Воздвижения Креста Господня в Митине (Москва); Сергей Комаров, миссионер, преподаватель катехизаторских курсов при Сретенском ставропигиальном монастыре.

Говоря о проблемах практики оглашения, протоиерей Игорь Груданов отметил, что представители Церкви, как правило, не отвечают на те жизненные вопросы, которые волнуют наставляемых в вере людей, желающих принять таинство Крещения. По его словам развитие системы оглашения в епархии возможно только на системной основе, где особое внимание следует уделять предварительной миссионерской работе с человеком. Отец Игорь также обозначил, что в иерархии ценностей главное это вера, которая «передается через значимого человека, которому доверяют и желают уподобиться». Поэтому в контексте оглашения и дальнейшей катехизации крайне важно уделять внимание вопросам духовничества. С другой стороны, священник с сожалением констатировал, что в Церкви не хватает священнослужителей, готовых нести миссионерское служение, предваряющее этап оглашения и крайне важное для его результатов. Также протоиерей Игорь Груданов высказал опасение относительно ситуации, когда работа над системой оглашения превращается в «создание технологии спасения», якобы одинаково эффективно применимое ко всем просвещаемым.

Сергей Комаров поделился мнением, что у современного человека немало вопросов в области веры, на которые невозможно ответить, используя лекционный формат. «Человек не настроен изучать евангельские истины в академическом формате. Человек не хочет, чтобы его учили жить — он хочет жить, он к Богу потянулся, он хочет с Богом соприкоснуться», — подчеркнул катехизатор. По его словам, важно не гнаться за количеством крещеных людей в ущерб качеству. Эксперт подчеркнул ценность подготовки катехизаторов: «Это штучный товар, как в древней Церкви».

Священник Александр Коржаков отметил, что само наличие огласительных бесед в большинстве приходов, которые не проводились еще некоторое время назад, несмотря на очевидные проблемы с эффективностью на практике, является шагом вперед. По мнению отца Александра, оглашаемые должны увидеть в приходе то, чему их учат. «Человек должен влюбиться в наш образ жизни и в нас. Оглашение похоже на создание семьи. Девушка должна влюбиться в юношу — так человек должен влюбиться в Церковь», — резюмировал священник. По его словам, жизнь общины состоит из трех составляющих: общей молитвы, общей трапезы и общего дела, куда обязательно входят просветительские занятия, встречи и беседы.

Говоря об отсутствии мотивации проходить оглашение у желающих креститься, священник Константин Кокора указал, что отказ крестить в такой ситуации как раз-таки позволяет людям переосмыслить свои мотивы и они возвращаются для более обстоятельного знакомства с церковной жизнью. Но не для того, чтобы прослушать лекции, которых по тематике оглашения сейчас полно в Интернете — в Церковь человек приходит через общение с другим человеком, видя в нем достойный опыт веры. Исходя из своего опыта оглашения, священник обратил внимание еще на одну проблему: зачастую у людей не хватает веры в то, что они могут измениться, недостаточно понимания, что каяться — не стыдно.

В дискуссии на тему, кем должно проводится оглашение, эксперты единодушно высказались, что первым встретить человека на пороге церкви и сопроводить в церковную жизнь важно непосредственно священнику. Притом, что приходская община, которая состоит в большей степени из мирян, также должна помогать новоначальному.

В мероприятии приняли участие более 200 человек из епархий России и Белоруссии — руководители и сотрудники профильных епархиальных отделов, приходские педагоги и катехизаторы, директора воскресных школ, неравнодушные к тематике просвещения прихожане храмов. В ходе дискуссии эксперты ответили на вопросы из зала участников семинара, касающиеся опыта приходского просвещения.

Полную запись семинара можно посмотреть на официальном YouTube-канале «Православное образование» по ссылке.
«Православное образование»/Патриархия.ru

От храма священномученика Василия, протоиерея Московского, в Конькове в семинаре приняла участие катезизатор храма Астахова Наталья Александровна. Она посетила секцию по направлению "Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации".